Новости Томской епархии

Александр Дворкин: «Борюсь с сектами за сектантов»

Александр Дворкин: «Борюсь с сектами за сектантов»
Профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент «Центра религиоведческих исследований» им. свмч. Иринея Лионского, председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой эксперти

Профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент «Центра религиоведческих исследований» им. сщмч. Иринея Лионского, председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, писатель и общественный деятель Александр Леонидович Дворкин принял участие в XVI Макариевских образовательных чтениях.

На встрече, состоявшейся 3 ноября в ТОНБ им. А.С. Пушкина, томичи услышали ответы гостя на свои многочисленные вопросы.

Диалог был посвящен теме «Лoжь неоязыческих мифов».

— Первая и основная моя специальность — историк, — начал встречу Александр Дворкин. — Докторскую я защищал по средневековой истории. Примерно половина моих публикаций (14 книг и 800 статей на 17 языках, - ред.) — по истории, и другая половина — по специальности, которой я начал заниматься более 30 лет назад, это — секты. Заняться ими заставила необходимость: секты всегда связаны с трагедиями, разрушенными судьбами, потерянными жизнями людей. Я ввязался в эту драку и уже много лет продолжаю пытаться что-то сделать.

Когда журналисты задают мне стандартный вопрос: «Расскажите, как вы боретесь с сектантами?», — у меня всегда один ответ: «Я не борюсь с сектантами. Я борюсь с сектами за сектантов». Сектанты — это наши с вами братья и сестры, которые в какой-то несчастный момент своей жизни оказались обманутыми бессовестными манипуляторами и были потеряны для своих семей, общества, страны и, в первую очередь, для самих себя. Ими пользуются, эксплуатируют, используют в своих целях лидеры сект.

Что касается неоязычества, это — идеологическое сектантское движение, которое сейчас особенно распространено и активно работает среди молодежи. Молодежь вербуют, используя целый ряд псевдоисторических мифов, рассказов, не соответствующих действительности.

Есть утверждение, что язычество — это традиционная религия русского народа. Вроде бы, вначале было язычество, потом пришло христианство. Отсюда — вывод: если мы выступаем за то, чтобы поддерживать традиционные религии, нужно поддерживать язычество.

На самом деле, это — первый миф, который нам пытаются навязать. Уже в нем содержится обман. Язычество — не традиционная религия русского народа! Когда на наших просторах было язычество, русского народа еще не было, а были разрозненные племена: поляне, древляне, вятичи, кривичи и так далее. В Сибири были свои племена — варяжские, скандинавские, тюркские. У всех были свои боги, и все друг с другом воевали. Поэтому если нам говорят, что необходимо возрождать веру наших древних предков, возникает резонный вопрос: чью веру мы будем возрождать — вятичей или кривичей, полян или древлян? Или нам всем стоит разделиться на враждующие племена и начать выяснять друг с другом отношения? Это, конечно, очень интересный сценарий, но к патриотизму никакого отношения не имеет.

Если мы изучаем историю, то видим, что русский народ как этнокультурная общность начал формироваться после принятия Русью православного Крещения. Русский народ, можно сказать, родился в купели князя Владимира. До этого была предыстория. И именно Православие создает нашу государственность, культуру — литературу, живопись, архитектуру. В конечном итоге, и русский язык сформирован Православием.

Второй миф — когда нам говорят: «Мы возрождаем древние верования русских». Но о древних верованиях дохристианских славянских племен практически ничего не известно! Все, что мы знаем, известно из дохристианских — древнерусских летописей, немного из византийских договоров и описаний мусульманских путешественников, проезжавших через славянские земли.

Когда нам преподносят что-то как древнее, на самом деле, это — абсолютный новодел, который не имеет ничего общего с настоящим историческим исследованием и не базируется на источниках.

- Сегодня мне довелось посетить заведение, которое называется «Первый музей славянской мифологии», — продолжил гость. — К сожалению, в него водят экскурсии, в том числе школьников. Назвать это заведение музеем сложно. Это — просто пропагандистский центр, коммерческое предприятие, которое приносит его хозяевам выгоду: там есть сувенирный магазин, но музейных экспонатов в нем нет. Есть новодел, сделанный реконструкторами, неизвестно на основании чего: висят доспехи, какие-то мечи, и по большей части грубо написанные картины художников с языческими симпатиями. Еще крестьянские наряды, мистическая схема самовара. Я не совсем разобрался, какой в самоваре духовный смысл, но, видимо, о нем рассказывают.

Мне кажется, Департамент образования должен обратить на это внимание и посмотреть, зачем туда водят школьников на экскурсии, послушать, что им рассказывают. Услышав вместо подлинной истории Отечества антиисторическую дичь, люди начинают чураться настоящей истории, верить в мифы. Тогда реальная история становится для них чужой.

- Я — член «Русской общины», и нам приходится встречаться с ребятами, которые увлеклись неоязычеством — мифами. Но если парню обидно слышать, что его называют язычником, как объяснить, чем он отличается от обычного человека?

- Нужно уточнить, что, говоря о секте, мы говорим об организации. Если ее нет, тогда о секте речь не идет. Количество членов неоязыческих сект по России не так велико. Фанатичных, преданных членов сект, у которых есть лидеры, по моим оценкам, на всю Россию около 5 тысяч. Это вроде бы не так много, но проблема — не столько в неоязыческих сектах, сколько в неоязыческой идеологии, которая распространена намного шире, чем секты. Ваш знакомый — в группе риска: именно среди таких людей вербуют в настоящие секты. Ему попасть в секту гораздо легче, чем другому человеку, который эту идеологию не разделяет. Конечно, если человек основывается на ложной идеологии, ничего хорошего от этого не будет. Человек считает ложь правдой, его уже обманули, и дальше его будет обманывать еще проще. Если бы я с этим человеком встретился, то сказал бы ему, чтобы он думал, сопоставлял те сведения, которые получил, с историческими источниками. И чтобы подумал, насколько они могут быть противоречивы сами по себе. Например, неоязычники говорят про верность роду: «Мы сохраняем верность роду, нашим предкам». Но если мы смотрим на 30 поколений наших предков (от Крещения Руси, — ред.), они были православными, за исключением двух советских поколений. Посмотрите, какие символы стоят на кладбищах — кресты! Вы не увидите там столб Перуну. Крест будет стоять, скорее всего, как символ веры и упования. Это — тот выбор, который сделали наши предки. И мы откажемся от тридцати с лишним поколений наших предков, чтобы распространять идеологию, которая неизвестно кем придумана? По-моему, это — не верность предкам и роду, а настоящее предательство их памяти. Понятно, каждый человек свободен выбирать свое мировоззрение, и если человек хочет жить во лжи, тогда вольному воля, спасенному — рай.

- В детстве меня крестили родители, но я не могу назвать себя религиозным человеком. В нашей стране есть разные вероисповедания. Как выбрать свое?

- Только вы сами можете ответить на этот вопрос. Слушайте свое сердце, не забывая про ум, потому что сердцем можно очень легко манипулировать, и этим пользуются сектантские вербовщики. Даже если что-то вам кажется интересным и привлекательным, сначала очень тщательно изучите его содержание. Могу сказать о себе. В детстве я не был крещен и стал православным в сознательном возрасте. Через свою принадлежность к русской культуре я вначале осознал себя православным, но потом достаточно долго изучал православное христианство и понял, что, действительно, это — мой выбор. Мне было 24 года, когда я крестился. У меня все происходило сначала через культурную общность, а потом потребовало очень глубокого и серьезного изучения.

- Как молодым людям понять, что их пытаются завербовать в секту? Какие приемы, кроме распространения литературы, используют при вербовке?

— Вопрос очень важный, потому что основная вербовка идет через социальные сети. Нужно понимать, что в секту никто не приходит — в секту приводят через обман, сокрытие информации, недобросовестную рекламу. Для того чтобы любой человек попал в секту, нужно, чтобы совпали два условия. Первое — сектантская приманка должна соответствовать интересам самого человека. Нужно понимать, куда вас приглашают, — на бесплатные курсы английского языка, к удивительному лекарю, на веселую молодежную тусовку, в кружок по древне-ведическому искусству или индийского танца, на курсы йоги, славянских или ведических единоборств? Возможно, обещают интересную высокооплачиваемую работу, приглашают на тренинги-семинары личностного роста, повышения внутреннего потенциала, лидерские программы? Спектр очень широк. У каждого из нас свои интересы, каждого из нас есть, за что «зацепить». Поэтому первое — чтобы приманка соответствовала интересам человека и второе — чтобы он был в нужном состоянии — наиболее внушаемом. Есть люди наиболее внушаемые, их примерно 30 процентов от общего количества населения. Кто-то может поддаться внушению в период стресса. Есть специальные сектантские охотники, которые ходят по соцсетям и составляют профили людей для потенциальной вербовки. Дальше они просто ждут нужного момента и, когда видят, что у человека, например, есть какая-то проблема, могут прислать предложение. Есть базовый совет: если вам предлагают способ решения всех проблем, помните -нет таблетки от всех болезней, нет одного способа все решить. Как бы вам ни хотелось сразу откликнуться, сделайте паузу. Узнайте побольше, поразмышляйте, подумайте. Уверяю вас, что на следующий день это предложение будет казаться вам менее привлекательным. И проверяйте, с кем вы общаетесь.

И еще: у каждого из нас есть личное пространство, куда мы можем пускать самых близких людей, но не открывать его для всех. Если вы открываете его, можете стать жертвой манипуляций.

- Я — преподаватель и, конечно, переживаю, какое поколение мы воспитываем. У нас в одном из областных учреждений в этом году начался учебный проект — лекции-погружение. Речь идет от первого лица, достаточно все костюмировано, можно приходить по Пушкинской карте, поэтому аудитория — школьники и студенты. О чем идет речь? Духи, банники, лешие, домовые, гадалки, ведьмы, предсказание судьбы… Мало сказать, что я была удивлена, побывав там, но мне объяснили: это — наша народная традиция, студентам и школьникам надо знать о том, что было на Руси. Причем говорится все в течение всего учебного года. Ваше мнение об этом?

Это — неоязыческий проект, и совершенно не понятно, почему он включается в государственное финансирование, и по Пушкинской карте можно туда проходить? Конечно, нужно смотреть, каким образом школьники попадают туда, где вместо истории Отечества их приобщают к каким-то фантазиям создателей программы? Зачем нужно погружать детей в мир суеверий и примет? Нужно разбираться! Если создатели сами хотят погружаться, пусть погружаются, но причем тут чужие дети, которым они все это навязывают? Дело родителей — писать письма протеста, и педагогам соответственно к этому относиться.

- Есть ли в России чрезвычайно опасные секты, которые угрожают жизни людей?

- Да, таких очень много. Любая тоталитарная секта очень опасна и часто угрожает жизни ее адептов. Но обычно, когда меня просят назвать самую опасную секту, отвечаю: это та, куда попали близкие вам люди.

Записала Ирина Киселёва

Фото: Губернаторский колледж культуры и искусств



Все новости раздела


Другие новости раздела

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции

16 октября в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 170-летию святителя Агафангела, митрополита Ярославского. Настоятель Успенской церкви д. Лоскутово

Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка

Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка

18 октября молебном на начало благого дела в Томске открылась XХ православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».

Популярные новости

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции
Новости епархии

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции

Томская епархия

16 октября в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 170-летию святителя Агафангела, митрополита Ярославского. Настоятель Успенской церкви д. Лоскутово

Завершилось пребывание Пояса Пресвятой Богородицы в г. Томске
Новости епархии

Завершилось пребывание Пояса Пресвятой Богородицы в г. Томске

Томская епархия

15 октября завершилось пребывание в г. Томске великой святыни Православия – ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей родителей Пресвятой Богородицы праведных Иоакима и Анны.