Новости Томской епархии

«Неоязычество в современной России: генезис, мимикрия, амбиции» - конференция под таким названием состоялась в Томском государственном университете

«Неоязычество в современной России: генезис, мимикрия, амбиции» - конференция под таким названием состоялась в Томском государственном университете
Встреча в конференц-зале вошла в программу XVI Макариевских образовательных чтений и позволила поднять проблемы, вызванные распространением в обществе неоязычества.

Встреча в конференц-зале вошла в программу XVI Макариевских образовательных чтений и позволила поднять проблемы, вызванные распространением в обществе неоязычества.

Свое видение ситуации на конференции представил гость из Москвы, профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент «Центра религиоведческих исследований» им. сщмч. Иринея Лионского, известный сектовед, писатель и общественный деятель Александр Дворкин.

По видеосвязи к участию во встрече присоединились заведующий лабораторией «Северо-Запад» Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, кандидат исторических наук Роман Шиженский (г. Калининград) и исполняющий обязанности директора Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат философских наук Даниил Крапчунов (г. Великий Новгород).

Открывая конференцию, ее ведущий — директор Центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников ТГУ Алексей Васильев отметил, что к обсуждению предложена важная тема. Она затрагивает вопросы сохранения традиционной русской культуры, подлинной исторической памяти, ограждения традиционных для России ценностей от разного рода искажений и извращений.

Роман Шиженский поделился с томичами и коллегами результатами многолетних исследований движения неоязычества в регионах России.

Говоря о его содержании как «совокупности религиозных, парарелигиозных, общественно-политических, историко-культурных объединений и движений», он подчеркнул, что последователи неоязычества занимаются совсем не тем, на что претендуют. Обращая внимание к дохристианским верованиям и обрядовым практикам, они преподносят их как реконструкцию, тогда как это — конструкция обрядов.

— Мифологемы современных язычников — это, конечно же, новодел, и авторство здесь принадлежит так называемым послам и жрецам — идеологам данного движения, — утверждает религиовед.

Его истоки в России прослеживаются с последней трети 1970-х годов и связаны с деятельностью одного из бывших советских диссидентов. Так что к древней Руси, вопреки заявлениям фанатов и адептов неоязычества, они отношения не имеют.

Исследователь из Калиниграда представил некоторые итоги начатой в 2010 году работы по изучению деятельности отдельных последователей движения и общин. Один из выводов таков: сегодня адепты неоязычества строят закрытые обрядовые комплексы на частных территориях. Раньше они, в основном, арендовали участки, пока не столкнулись с нежеланием владельцев обострять отношения с властью. Тенденция к возведению так называемых «храмов» на частных владениях характерна для многих российских территорий.

Вовлечение в свои ряды приверженцы неоязычества осуществляют разными методами. Например, рекламируя развлекательные события, приглашают обывателей на загородные этно-фестивали или «этно-шашлыки». Внешне безобидные лекции, переодевания в обрядовые рубахи и платья, участие в хороводах могут в результате довести до того, что человек «раскрещивается и принимает новое имя». Хотя грань перехода обычного горожанина к последователю культа определить сложно.

Опасность существования разрозненных и все более распространяющихся на местах отдельных групп и общин видится в том, что пропагандируемый неоязыческим движением культ силы с поклонением языческим идолам способен перерасти в культ насилия.

Деятельность фанатов и адептов движения далека от игры. Их «амбиции — это переустройство России и изменение сознания населения», — утверждает исследователь.

- Важно отметить присутствие неонационалистических и откровенно нацистских идеологем внутри российского неоязычества, — поддержал коллегу Даниил Крапчунов, — когда насилие становится темой.

Ученый видит проявление амбиций фанатов и сторонников движения, в частности, в установлении собственных праздников, не входящих в церковный или светский календари.

Так, в качестве альтернатив для многих православных праздников неоязычники придумывают свои: для Масленицы это «комоедица», для Вербного воскресенья — «лельник», для Воздвижения Креста Господня — «радогощ», для Рождества Христова — «карачун» и другие.

- Являются ли реставрацией праздники, которые предлагают неоязычники в качестве альтернативы русским праздникам, зафиксированным этнографами как церковные, христианские праздники? — задался вопросом исследователь. — Безусловно, это — не реставрация. Это — откровенная фальсификация!

К тому же символы, которые зачастую используются на неоязыческих гуляниях, — открыто плотские, оказывающие негативное влияние на детей, участвующих вместе с родителями в таких «семейных» игрищах.

По мнению Даниила Крапчунова, в основе истинно русских праздников лежат литургические тексты.

- Чем больше я исследую тему, тем больше в этом убеждаюсь, — подчеркнул докладчик. — Эти литургические тексты становятся основанием связи храмовой и внехрамовой жизни. У русского народа жизнь за пределами храма продолжалась и выражалась в праздниках.

На Троицу из церкви приносили березовые ветки, на Рождество Христово украшали ели, на Пальмовой неделе — в Вербное воскресенье освящали вербу, на Пасху красили яйца. Эти традиции продолжаются сегодня и «имеют большой миссионерский потенциал».

- Это то, что можно противопоставить неоязычникам, — считает ученый, называя народное празднование дат православного календаря «продолжением, репрезентацией литургической жизни».

С этим утверждением согласен настоятель Борисоглебского храма в селе Корнилово Томского района протоиерей Николай Абрамов.

- Действительно, когда мы обращаемся к русским летописям, всегда возникает мысль, что христианство на Руси возникло в условиях отсутствия твердой языческой традиции, — отметил священник. — Традиции русского Православия внешне могли казаться продолжением языческой практики, но, на самом деле, это — литургическая традиция, нашедшая развитие в народе.

Александр Леонидович Дворкин посвятил свое выступление теме «Наиболее распространенные фейки современного российского неоязычества». Религиовед представил «инструментарий, с помощью которого можно развенчивать некоторые утверждения неоязычников».

Коснувшись вопроса о возникновении сектантского течения, Александр Дворкин напомнил: как явление оно возникло впервые за рубежом. В 50-е годы XX века в Англии была придумана «религия ведьмовства». Сегодня же из официальных отчетов Госдепа США становится очевидно, что эта структура перечисляет средства на поддержку неоязычества в России.

В поиске новых форм деятельности и влияния на умы сторонники и лидеры сектантского движения используют «креатив».

«Самым ярким примером креативной индустрии» Даниил Крапчунов назвал томский «Музей славянской мифологии».

- Изначально это называлось «Библиотека «Русский путь», — напомнил руководитель института — в прошлом — томич, хорошо осведомленный о деятельности фирмы. — Потом был судебный процесс по запрещению этой организации, а позже появился «Музей славянской мифологии». Подавалось это как учреждение культуры. Хотя понятно, что к музею он отношения не имеет, как и к Музейному фонду Российской федерации, что является обязательным для музея.

Участники конференции задали докладчикам вопросы.

- Язычество было забыто на какое-то время. Сейчас оно возрождается — снимаются фильмы, в нашем городе развешиваются языческие маски. Почему это происходит?

- Я бы сказал, что оно не возрождается, а зарождается, — уточнил Александр Дворкин. -Неоязычество — новое явление, оно не имеет отношения к древнему язычеству, которое давно умерло, и мы мало о нем знаем. Новое зарождается так же, как рожаются любые другие секты: они капитализируют на том, что представляют хорошим. Неоязычество представляет, что в его основе — любовь к роду, истории, культуре. При этом люди попадают совсем не в ту систему координат, куда их приглашают. Это — приманка для того, чтобы привлечь людей. И сейчас, к сожалению, спектр сектантских групп, движений очень велик. Неоязычество — часть этого спектра.

Видеозапись конференции

Фото: Анатолий Налетов

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Начался ежегодный Феодоровский Крестный ход

Начался ежегодный Феодоровский Крестный ход

30 июня из г. Анжеро-Судженска выдвинулся Феодоровский Крестный ход, который увенчается праздничной архиерейской Божественной литургией в Богородице-Алексиевском монастыре 5 июля, в день обретения мощей святого праведного Феодора Томского.

Колокольный звон возвестит о Дне Крещения Руси

Колокольный звон возвестит о Дне Крещения Руси

28 июля, в день памяти св. князя Владимира, Крестителя Руси, по храмам Томской епархии прокатится волна колокольного звона.

Популярные новости

Сёстры милосердия патронажной службы Дома сестринского ухода совершают служение в больницах Донецка
Новости епархии

Сёстры милосердия патронажной службы Дома сестринского ухода совершают служение в больницах Донецка

Томская епархия

3 июня Наталья Писклова и Евгения Плеханова выехали из Москвы в Донецк для служения в больницах города.

"Дом сестринского ухода" приглашает на курсы сестер милосердия
Новости епархии

"Дом сестринского ухода" приглашает на курсы сестер милосердия

Томская епархия

Учебный центр профессиональной квалификации Дома сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенцкого) обьявляет очередной набор в группу подготовки младших сестер милосердия.